Заведующая отделом тестирования ГКС Гульнара Ибраева подготовила статью на тему: "О начале реализации второго этапа проекта по совершенствованию инструментов и процедур тестирования"

Государственная кадровая служба продолжает освещение материала по компетнтностно ориентированному подходу в оценке персонала государственной и муниципальной службы.

В предыдущей статье было отмечено какое важное значение имеет правильный отбор, ориентированный на профессиональные компетенции. Так как считается, что успешность и эффективность труда государтсвенного и муниципального служащего на 80 процентов зависит от его профессиональной компетенции, т.е. системы знаний, умений и навыков. Однако определенные трудности вызывают именно критерии оценки этих знаний, умений и навыков при отборе.

 В 2020 году при поддержке ОБСЕ начался первый этап реализации проекта «Оптимизация процедур, инструментов тестирования и собеседования при отборе кадров на государственную и муниципальную службу».

На первом этапе проекта был выполнен кабинетный анализ различных практик по найму на государственную службу в зарубежных странах.

Содержание данной работы сводится к следующему.

К настоящему времени есть очень большое количество материала и информации, рассмотрение и переработка которой поможет в решении вопроса построения высокоэффективной модели государственного управления. Поэтому экспертами проекта были рассмотрены и проанализированы актуальные модели компетенций в системе государственного управления зарубежных стран, таких как Великобритания,   Ирландия, Нидерланды, Франция, Канада, США, Корея, Япония, Австралия, Российская Федерация, Армения и Казахстан. Рассмотрены различные организации конкурсного отбора на замещение вакантных должностей государственной службы, в чем назначение и цель таких конкурсных процедур.

Уровень развития государства в целом зависит от профессионализма государственных служащих. Так как именно государственные служащие учасствуют во всех процессах принятия государственных решений и дальнейшей их реализации.

Профессиональный кадровый состав может обеспечить успешную реализацию государственных программ развития, поскольку именно кадровый потенциал является тем самым движущим элементом, сопровождающим и воздействующим на все процессы, протекающие в государственном аппарате. Такой вывод и ставит задачи поиска методик, которые обеспечат прогнозирование эффективности персонала государственной и муниципальной службы.

За основу решения данной задачи принята концепция компетентносного подхода. В данном случае компетенции являются способностью применять знания, умения, навыки и личностные характеристики для успешной деятельности и являются значимыми показателями, определяющими профессионализм служащего.

К профессиональным компетенциям могут быть причислены те знания, умения, навыки и ценностные ориентации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в конкретной области.

Профессиональное развитие специалистов государственной службы является процессом сложным и длительным по времени, включающим как саму профессиональную подготовку государственных служащих, так и и их непосредственную деятельность в сфере государственной службы. Поэтому правильный отбор на должности с различными требованиями к компетенциям становится очень актуальным на данном этапе развития. Компетентностный подход в управлении человеческими ресурсами в настоящее время находится на ступени активного развития: динамично разрабатываются различные модели компетенций и методические комплексы для оценки и развития кадров управленческих систем.

Компетентностная модель дает возможность объединить методы оценки профессиональных компетенций в единый тщательно проработанный подход. В процессе подбора персонала модель профессиональных компетенций выступает в качестве критерия отбора сотрудников, что позволяет значительно экономить время и средства, затрачиваемые на подбор персонала. При реализации обучения персонала модель профессиональных компетенций помогает отобрать необходимые программы обучения, а также формы и методы обучения. На основе имеющейся модели легко и просто сформировать запрос к обучению. В процессе аттестации сотрудников модель компетенций помогает проводить их оценку на основе имеющихся критериев. Критерии, созданные на основе модели профессиональных компетенций, не меняются на всех этапах работы с персоналом: и отбора, и обучения, и аттестации, – прозрачны и понятны как сотруднику, так и руководителю. 

Поиск эффективных моделей профессиональных компетенций в сфере государственного и муниципального управления, учитывающих особенности отечественной управленческой культуры, неизбежно требует анализа пригодности, творческой доработки и адаптации, имеющихся в мировой и отечественной практике решений. Такой поиск является необходимой стадией становления эффективной системы государственного и муниципального управления.

Таким образом, Государственная кадровая служба продолжает    при экспертной поддержке ОБСЕ второй этап реализации проекта «Оптимизация процедур, инструментов тестирования и собеседования при отборе кадров на государственную и муниципальную службу».

Будет проведена широкомасштабная исследовательская работа с привлечением государственных органов и органов местного самоуправления.