ГКС КР

Проект

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве в государственных органах и органах местного самоуправления Кыргызской Республики

  1. Общие положения

1. Положение о наставничестве в государственных органах и органах местного самоуправления Кыргызской Республики (далее — Положение) определяет цели, задачи и порядок осуществления наставничества.

2. Наставничество представляет собой управленческую
и кадровую технологию по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации к самостоятельному
и профессиональному исполнению должностных обязанностей государственных служащих и муниципальных служащих Кыргызской Республики (далее – служащих).

3. Наставничество в государственных органах устанавливается по инициативе статс-секретаря (руководитель аппарата) и/или соответствующего руководителя структурного подразделения.

4. Наставничество в органах местного самоуправления устанавливается по инициативе руководителя аппарата/ответственного секретаря и/или соответствующего руководителя структурного подразделения.

5. Наставничество может устанавливаться в отношении лиц:

— впервые поступивших на службу;

— назначенных на иную должность, в том числе в порядке продвижения в должности, либо равнозначную государственную должность с изменением служебных обязанностей.

  1. В качестве наставников привлекаются профессионально компетентные служащие, имеющие стаж государственной службы и/или муниципальной службы, как правило, не менее пяти лет, опыт профессиональной служебной деятельности в замещаемой должности не менее двух лет, высокие результаты служебной деятельности, пользующиеся авторитетом в органе и не имеющие дисциплинарных взысканий.
  2. Целями наставничества являются подготовка служащего, в отношении которого осуществляется наставничество,
    к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода его адаптации к замещаемой должности, помощь в его профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.
  3. Основными задачами наставничества являются:

— оказание помощи служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональной и должностной адаптации к условиям осуществления служебной деятельности,
а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;

— развитие способности служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на него функциональные обязанности в соответствии с должностными инструкциями;

— обучение служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, эффективным формам и методам служебного взаимодействия, развитие способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень;

— формирование у служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных
и моральных качеств, ответственности, дисциплинированности, добросовестности, сознательного и творческого отношения
к выполнению служебного долга;

— оценка профессионального уровня и служебного потенциала служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исходя из результатов исполнения им должностных обязанностей, а также осуществления мероприятий, предусмотренных программой наставничества;

— формирование нетерпимости к коррупционным и иным правонарушениям.

  1. Организация наставничества
  1. Установление наставничества, определение наставника, продолжительность наставничества производится приказом руководителя по ходатайству статс-секретаря, руководителя аппарата/ответственного секретаря и/или руководителя соответствующего структурного подразделения не позднее семи рабочих дней со дня назначения служащего.
  2. Срок осуществления наставничества устанавливается продолжительностью от трех месяцев до шести месяцев в зависимости
    от степени профессиональной и должностной подготовки служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.

В срок осуществления наставничества не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда наставник или служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, не исполняли свои должностные обязанности.

  1. По окончанию срока осуществления наставничества, служащий, в отношении которого осуществлялось наставничество, предоставляет отчет наставнику в течении 3 рабочих дней.
  2. В случае быстрого и эффективного освоения служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых профессиональных знаний и навыков, по ходатайству руководителя соответствующего структурного подразделения и наставника наставничество может быть завершено досрочно.
  3. Наставник может осуществлять наставничество в отношении не более двух служащих одновременно.
  4. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником.
  5. Замена наставника осуществляется путем издания соответствующего приказа/распоряжения в следующих случаях:

1) освобождение наставника или служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, от замещаемой должности; 

2) ненадлежащего исполнения наставником своих обязанностей;

3) по иным основаниям, при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления служащего, в отношении которого осуществляется наставничество (длительная командировка наставника, длительный период временной нетрудоспособности наставника, привлечение наставника к дисциплинарной ответственности, недостаточная квалификация наставника, подтвержденная результатами годовой оценки и др.).

  1. Организационное, документационное и методическое обеспечение наставничества осуществляет служба управления персоналом.
  1. Руководство наставничеством
  1. Руководство и общий контроль за организацией наставничества, координацию деятельности наставников осуществляет статс-секретарь или руководитель аппарата/ответственный секретарь.
  2. Контроль за организацию наставничества непосредственно в структурном подразделении, в котором осуществляется наставничество, осуществляет руководитель данного структурного подразделения.
  3. Руководитель структурного подразделения:

— определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня профессиональной подготовки наставника, а также от объема выполняемых им должностных обязанностей;

— ходатайствует перед статс-секретарем или руководителем аппарата/ответственного секретаря о кандидатуре наставника, продолжительности наставничества;

— осуществляет контроль за деятельностью наставника и служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс осуществления наставничества;

— создает необходимые условия для эффективного взаимодействия наставника и служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.

 

  1. Права и обязанности наставника
  1. Наставник обязан:

— обеспечить своевременную и результативную подготовку служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному, профессиональному исполнению должностных обязанностей;

— осуществлять контроль деятельности служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, преимущественно в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, качества подготовленных им служебных документов.

  1. Наставник имеет право:

— принимать участие в обсуждении вопросов, связанных
со служебной деятельностью служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;

— осуществлять контроль соблюдения служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, служебного распорядка органа, а также Кодекса этики.

  1. При осуществлении наставничества наставнику рекомендуется руководствоваться памяткой в соответствии с приложением 2.
  1. Права и обязанности служащего,
    в отношении которого осуществляется наставничество

 

  1. Служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:

— выполнять указания и рекомендации наставника, связанные
с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться
у него практическому решению поставленных задач;

— совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач
и поручений;

— совместно с наставником выявлять и устранять допущенные ошибки (если такие имеются);

— сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи
с исполнением отдельных должностных обязанностей;

— проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной служебной деятельности;

— соблюдать Кодекс этики.

  1. Служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:

— пользоваться имеющейся в органе и структурном подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;

— в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;

— при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к руководителю структурного подразделения
с ходатайством о замене наставника.

  1. Завершение наставничества, стимулирование наставника
  1. По окончанию срока наставничества, служащим подготавливается итоговый отчет и передается непосредственно наставнику для оценивания, в последующем отчет передается руководителю структурного подразделения для ознакомления.

После ознакомления руководителя структурного подразделения с отчетом, он передается в службу управления персоналом для хранения.

  1. Отчеты служащих, в отношении которых осуществлялось наставничество, хранятся в службе управления персоналом в течении двух лет.
  2. Результатами эффективной работы наставника считаются:

1) непосредственно после завершения наставничества:

— освоение и грамотное использование служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности положений нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;

— положительная мотивация служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, к  профессиональной служебной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;

— способность служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, самостоятельно, в пределах установленной компетенции, выполнять должностные обязанности, работать с обращениями граждан и организаций, готовить квалифицированные предложения для принятия решений;

— соблюдение Кодекса этики служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, его дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.

2) в после адаптационный период:

— качество выполнения служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, своих должностных обязанностей, оцениваемое на основании показателей эффективности
и результативности профессиональной служебной деятельности;

— качество подготовки служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, проектов правовых актов, проектов управленческих и иных решений;

— успешное прохождение служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, оценки деятельности;

— включение служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, во внутренний и/или национальный резерв кадров;

— участие служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, в общественной жизни органа;

— отсутствие у служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, дисциплинарных взысканий;

— проявление служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, инициативы и самостоятельности при решении служебных задач;

— приобретение служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, авторитета среди государственных служащих структурных подразделений.

  1. Выполнение функций наставника учитывается при принятии квартальной и годовой оценки деятельности наставника.