This post is also available in: Русский Кыргызский
Принята референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 года
КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Мы, народ Кыргызской Республики,
исходя из права самостоятельно определять собственную судьбу;
в целях обеспечения верховенства права, справедливости и равноправия;
утверждая основы подлинного народовластия;
храня верность традициям предков, следуя заветам Манаса Великодушного жить в единстве, мире и согласии, в гармонии с природой;
утверждая права и интересы народа Кыргызской Республики;
выражая непоколебимую волю к сохранению и укреплению государственности;
подтверждая приверженность к защите, уважению прав и свобод человека и гражданина;
признавая общечеловеческие принципы и ценности;
стремясь к социальной справедливости, экономическому благосостоянию, развитию образования, науки и духовности;
чтя память героев, отдавших свою жизнь за свободу нашего народа;
осознавая ответственность за свое Отечество перед нынешними и будущими поколениями, принимаем настоящую Конституцию.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 1
Статья 2
Статья 3
Статья 4
Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:
– верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Президентом и Жогорку Кенешем;
– разделения ее на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия;
– открытости государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществления ими своих полномочий в интересах народа;
– разграничения полномочий и функций государственных органов и органов местного самоуправления;
– запрета государственным и муниципальным должностным лицам осуществлять действия (бездействие), создающие условия для коррупции;
– конституционно-правовой и иной ответственности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц перед народом.
Статья 5
Узурпация государственной власти – особо тяжкое преступление.
Статья 6
Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законом.
Статья 7
Народный Курултай как совещательное, наблюдательное собрание дает рекомендации по направлениям общественного развития.
Статья 8
1) формирование и функционирование партийных организаций в государственных и муниципальных учреждениях, организациях; осуществление государственными и муниципальными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда такая работа осуществляется вне служебной деятельности;
2) членство военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и судей в политических партиях, их выступление в поддержку какой-либо политической партии;
3) создание политических партий на религиозной и этнической основе, преследование религиозными объединениями политических целей;
4) создание объединениями граждан военизированных формирований;
5) функционирование политических партий, общественных и религиозных объединений, их представительств и филиалов, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв национальной безопасности, разжигание социальной, расовой, межнациональной и религиозной розни.
Статья 9
Статья 10
Статья 11
Вооруженные Силы Кыргызской Республики формируются на принципах самообороны и оборонительной достаточности.
Статья 12
Чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация и военное положение в Кыргызской Республике вводятся в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией и законами.
Статья 13
Порядок применения государственного языка определяется конституционным законом.
Статья 14
Города Бишкек и Ош являются городами республиканского значения. Статус городов республиканского значения определяется законом.
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 15
Изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда в установленном законом порядке.
Изъятие имущества для общественных и государственных нужд, определенных законом, осуществляется по решению суда путем предоставления справедливого и предварительного обеспечения возмещения стоимости этого имущества и убытков, причиненных в результате отчуждения имущества.
Статья 16
Земля не может находиться на праве частной собственности иностранных граждан и юридических лиц с иностранным участием.
Статья 17
Статья 18
Статья 19
Статья 20
ГЛАВА III. ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА
Статья 21
Статья 22
Государство заботится о каждом обучающемся, качестве обучения и повышении статуса педагогических работников.
Государство финансирует и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности государственных образовательных организаций.
Государство финансирует и поддерживает научные учреждения и организации, реализует стратегию их развития.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 23
Права и свободы человека относятся к высшим ценностям Кыргызской Республики. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Статья 24
Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.
Лица, допустившие дискриминацию, несут ответственность в соответствии с законом.
Не являются дискриминацией специальные меры, установленные законом и направленные на обеспечение равных возможностей для различных социальных групп в соответствии с международными обязательствами.
ГЛАВА II. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Статья 25
Статья 26
Статья 27
Статья 28
Не считается принудительным трудом привлечение к военной, альтернативной (вневойсковой) службе.
Статья 29
Человеческое достоинство в Кыргызской Республике абсолютно и неприкосновенно.
Статья 30
Статья 31
Право граждан Кыргызской Республики на беспрепятственное возвращение не подлежит никаким ограничениям.
Статья 32
Статья 33
Статья 34
Статья 35
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
Статья 36
Каждый имеет право на свободу объединения.
ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА
Статья 37
Статья 38
Граждане Кыргызской Республики, имеющие иное гражданство, не вправе занимать политические и специальные государственные должности. Данное ограничение может быть установлено законом и для других государственных должностей.
Статья 39
ГЛАВА IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА
Статья 40
Каждый имеет право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, результатами своей деятельности.
Статья 41
Каждый имеет право на экономическую свободу, свободное использование своих способностей и своего имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом.
Статья 42
Статья 43
Государство создает необходимые условия для работников медицинских организаций и обеспечивает их социальную защиту.
Медицинское обслуживание, включая обслуживание на льготных условиях, осуществляется за счет государства в объеме государственных гарантий, предусмотренных законом.
Статья 44
Статья 45
Статья 46
Статья 47
Статья 48
Статья 49
Статья 50
Каждый обязан платить налоги и сборы в случаях и порядке, предусмотренных законом.
ГЛАВА V. ГРАЖДАНСТВО.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА
Статья 51
Кыргызы, проживающие за пределами Кыргызской Республики, несмотря на наличие гражданства другого государства, вправе получить гражданство Кыргызской Республики в упрощенном порядке.
Порядок и условия приобретения гражданства Кыргызской Республики определяются законом.
Статья 52
Лицо, получившее политическое убежище, не может быть выдано другому государству.
Статья 53
Статья 54
ГЛАВА VI. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 55
В Кыргызской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также вступившими в силу в установленном законодательством порядке международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
Статья 56
Статья 57
Статья 58
Статья 59
Каждое задержанное лицо незамедлительно до истечения 48 часов с момента задержания должно быть доставлено в суд для решения вопроса о законности и обоснованности его задержания. Если отпадает основание, по которому лицо было задержано, оно должно быть немедленно освобождено.
Законом в отдельных случаях могут быть установлены более короткие сроки задержания.
С момента задержания лицу обеспечивается безопасность, предоставляется возможность защищать себя лично, пользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката, а также право на медицинский осмотр и помощь врача.
В случае выявления заведомо незаконного и необоснованного задержания и заключения под стражу должностные лица несут уголовную ответственность.
Статья 60
Статья 61
Для внесудебного разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений, могут учреждаться третейские суды. Порядок формирования, полномочия и деятельность третейских судов определяются законом.
Статья 62
Статья 63
Доступ к персональным данным граждан, их получение осуществляются только в предусмотренных законом случаях.
Статья 64
Организация и порядок деятельности адвокатуры как самоуправляемого профессионального сообщества адвокатов, а также права, обязанности и ответственность адвокатов определяются законом.
Статья 65
В Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 66
Статья 67
Статья 68
Порядок выборов Президента определяется конституционным законом.
Статья 69
Статья 70
1) определяет структуру и состав Кабинета Министров;
2) с согласия Жогорку Кенеша назначает Председателя Кабинета Министров, его заместителей и других членов Кабинета Министров;
3) принимает прошения об отставке Председателя Кабинета Министров, его заместителей и других членов, решение об их отставке;
4) по собственной инициативе или с учетом предложения Жогорку Кенеша, Народного Курултая в рамках закона освобождает от должности членов Кабинета Министров и руководителей иных органов исполнительной власти;
5) назначает и освобождает от должности руководителей иных органов исполнительной власти;
6) назначает и освобождает от должности глав местных государственных администраций;
7) формирует Администрацию Президента;
8) формирует и возглавляет Совет безопасности;
9) назначает и освобождает от должности Государственного секретаря;
10) назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам ребенка.
1) принимает решение о назначении референдума по собственной инициативе или по инициативе не менее 300 тысяч избирателей, или по инициативе большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
2) назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных Конституцией случаях; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш в порядке и случаях, предусмотренных Конституцией;
3) назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом порядке и случаях осуществляет роспуск местных кенешей; назначает досрочные выборы в местные кенеши.
1) вносит законопроекты в Жогорку Кенеш;
2) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;
3) обращается к народу, Жогорку Кенешу, Народному Курултаю с ежегодными посланиями о положении дел в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
4) ежегодно представляет Жогорку Кенешу информацию о своей деятельности;
5) вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;
6) вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша и Народного Курултая.
1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного суда и Верховного суда по предложению Совета по делам правосудия;
2) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для освобождения от должности судей Конституционного суда и Верховного суда по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом;
3) назначает судей местных судов по предложению Совета по делам правосудия;
4) освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных Конституцией и конституционным законом;
5) по предложению Совета судей из числа судей Конституционного суда и Верховного суда и с согласия Жогорку Кенеша назначает на должности председателей Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет; освобождает от должности председателей Конституционного суда и Верховного суда в порядке, предусмотренном Конституцией и конституционным законом;
6) по предложению председателей Конституционного суда и Верховного суда из числа судей Конституционного суда и Верховного суда назначает заместителей председателей Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет.
1) назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;
2) вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;
3) вносит в Жогорку Кенеш представления кандидатов для избрания и освобождения от должности половины состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
4) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;
5) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.
1) представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;
2) ведет переговоры и подписывает международные договоры; вправе передавать указанные полномочия другим должностным лицам;
3) подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении к международным договорам;
4) назначает глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.
1) в случаях, предусмотренных конституционным законом, предупреждает о введении чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;
2) объявляет всеобщую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии в отношении Кыргызской Республики и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;
3) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.
1) награждает государственными наградами, государственными премиями и присваивает почетные звания Кыргызской Республики;
2) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
3) осуществляет помилование.
Статья 71
Президент реализует свои полномочия посредством принятия указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.
Статья 72
Статья 73
– за нарушение Конституции и законов;
– за незаконное вмешательство в полномочия Жогорку Кенеша, деятельность органов судебной власти.
Статья 74
Статья 75
II ГЛАВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 76
Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 25 лет, обладающий избирательным правом.
Порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша определяется конституционным законом.
Статья 77
Статья 78
Депутат Жогорку Кенеша может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
Статья 79
1) подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий;
2) выхода из гражданства, принятия гражданства другого государства;
3) отзыва депутатского мандата;
4) перехода на другую работу или неоставления им работы, несовместимой с выполнением депутатских полномочий;
5) признания выборов недействительными;
6) выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики;
7) признания депутата судом недееспособным;
8) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
9) отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 10 рабочих дней в течение одной сессии;
10) вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим;
11) смерти депутата.
Статья 80
1) вносит изменения и дополнения в настоящую Конституцию в порядке, установленном Конституцией;
2) принимает законы;
3) дает официальное толкование законов;
4) ратифицирует и денонсирует международные договоры в порядке, определяемом законом;
5) решает вопросы об изменении государственных границ Кыргызской Республики;
6) дает согласие на назначение Председателя Кабинета Министров, его заместителей и членов Кабинета Министров;
7) утверждает республиканский бюджет;
8) заслушивает ежегодный отчет Кабинета Министров об исполнении республиканского бюджета;
9) рассматривает вопросы административно-территориального устройства Кыргызской Республики;
10) издает акты об амнистии.
1) назначает выборы Президента;
2) вносит Президенту предложения о проведении референдума в порядке, предусмотренном Конституцией.
1) на основании предложения Совета по делам правосудия по представлению Президента не менее половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша избирает судей Верховного суда и Конституционного суда; в случаях, предусмотренных Конституцией и конституционным законом, освобождает их от должности по представлению Президента;
2) не менее половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша дает согласие представленным Президентом кандидатам на назначение председателей Конституционного суда и Верховного суда из числа их судей сроком на 5 лет;
3) дает согласие на освобождение от должности председателей Конституционного суда и Верховного суда по представлению Президента на основании предложения Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом;
4) утверждает состав Совета по делам правосудия в порядке, предусмотренном конституционным законом;
5) избирает по представлению Президента председателя Национального банка; освобождает его от должности в случаях, предусмотренных законом;
6) избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: одну половину – по представлению Президента, другую половину – по собственной инициативе и освобождает их в случаях, предусмотренных законом;
7) избирает членов Счетной палаты: одну треть состава – по представлению Президента, две трети – по собственной инициативе; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;
8) избирает, в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Акыйкатчы (Омбудсмена); дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности;
9) избирает, в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена) его заместителей, дает согласие на привлечение их к уголовной ответственности;
10) по представлению Президента дает согласие на назначение, освобождение и привлечение к уголовной ответственности Генерального прокурора не менее чем половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
11) одобряет большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативу одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождении от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом.
1) вводит чрезвычайное положение в порядке и случаях, предусмотренных конституционным законом; утверждает или отменяет указы Президента по этому вопросу;
2) решает вопросы войны и мира, введения военного положения, объявления состояния войны; утверждает или отменяет указы Президента по этим вопросам;
3) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
4) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания Кыргызской Республики;
5) учреждает государственные награды, государственные премии и почетные звания Кыргызской Республики.
1) заслушивает ежегодные послания, информацию Президента и выступления представителей иностранных государств, международных организаций;
2) заслушивает ежегодные доклады Акыйкатчы (Омбудсмена) и председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
3) заслушивает ежегодные отчеты Генерального прокурора, председателей Национального банка, Счетной палаты.
Статья 81
1) ведет заседания Жогорку Кенеша;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов к рассмотрению на заседаниях Жогорку Кенеша;
3) подписывает акты, принятые Жогорку Кенешем;
4) представляет Жогорку Кенеш в Кыргызской Республике и за ее пределами, обеспечивает взаимодействие Жогорку Кенеша с Президентом, Народным Курултаем, государственными органами исполнительной власти, органами судебной власти и местного самоуправления;
5) осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью аппарата Жогорку Кенеша;
6) осуществляет иные полномочия по организации деятельности Жогорку Кенеша, предусмотренные Регламентом Жогорку Кенеша.
Торага Жогорку Кенеша ежегодно отчитывается перед Жогорку Кенешем.
Торага Жогорку Кенеша может быть отозван по решению Жогорку Кенеша, принятому большинством голосов от общего числа депутатов.
Статья 82
Статья 83
Статья 84
Статья 85
Право законодательной инициативы принадлежит:
1) 10 тысячам избирателей (народная инициатива);
2) Президенту;
3) депутатам Жогорку Кенеша;
4) Председателю Кабинета Министров;
5) Верховному суду по вопросам его ведения;
6) Народному Курултаю;
7) Генеральному прокурору по вопросам его ведения.
Статья 86
Законы, решения Жогорку Кенеша принимаются большинством от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено в Конституции.
Статья 87
Статья 88
Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в официальном печатном органе, если иной срок не предусмотрен в самом законе или законе о порядке введения его в действие.
ГЛАВА III. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 89
Председатель Кабинета Министров является руководителем Администрации Президента.
Статья 90
Председатель Кабинета Министров, его заместители и члены Кабинета Министров назначаются Президентом с согласия Жогорку Кенеша.
Председатель Кабинета Министров несет ответственность перед Президентом за деятельность Кабинета Министров.
Статья 91
1) обеспечивает исполнение Конституции и законов;
2) реализует основные направления внутренней и внешней политики государства;
3) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;
4) обеспечивает реализацию мер по охране суверенитета и территориальной целостности государства, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка;
5) обеспечивает проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики;
6) разрабатывает республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение;
7) осуществляет меры по обеспечению равных условий для развития всех форм собственности и их защите, управлению объектами государственной собственности;
8) обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-экономической и культурной сферах;
9) разрабатывает и реализует общегосударственные программы экономического, социального, научно-технологического, духовного и культурного развития;
10) обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности;
11) обеспечивает эффективное взаимодействие с гражданским обществом;
12) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению Конституцией и законами.
Статья 92
Отставка Председателя Кабинета Министров не влечет за собой отставку всего Кабинета Министров.
Статья 93
ГЛАВА IV. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 94
В предусмотренных законом порядке и случаях граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Законом могут учреждаться специализированные суды.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 95
Запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия. Лица, виновные в воздействии на судью, несут ответственность, предусмотренную законом.
Судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, в том числе судьей не менее 5 лет.
Заместители председателей Конституционного суда и Верховного суда назначаются Президентом по представлению председателя Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет.
Судьи местных судов назначаются Президентом по представлению Совета по делам правосудия в первый раз сроком
на 5 лет, а в последующем – до достижения предельного возраста. Порядок представления и назначения судей местных судов определяется конституционным законом.
Из числа судей местных судов председатель Верховного суда назначает председателей местных судов и их заместителей сроком
на 5 лет.
Статья 96
По указанным основаниям судьи Конституционного суда и Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента, за исключением случаев, указанных в Конституции.
Освобождение от должности судей местных судов в случаях, указанных в Конституции, осуществляется Президентом по представлению Совета судей.
Лицо, освобожденное от должности судьи в связи с нарушением им требований безупречности, не имеет права занимать в дальнейшем должности судьи и должности в правоохранительных органах, установленные законом, и лишается права пользования льготами, установленными для судей.
– смерть судьи;
– достижение предельного возраста;
– добровольный уход в отставку или перевод на другую работу;
– объявление его умершим или безвестно отсутствующим;
– признание недееспособным;
– выход из гражданства или приобретение гражданства другого государства;
– в иных случаях, не связанных с нарушением требований безупречного поведения.
Статья 97
1) дает официальное толкование Конституции;
2) разрешает дела о соответствии законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики Конституции;
3) дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика;
4) разрешает споры о компетенции между ветвями государственной власти;
5) дает заключение к проекту закона об изменениях и дополнениях в настоящую Конституцию;
6) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.
Установление Конституционным судом неконституционности подзаконных актов или их частей отменяет их действие на территории Кыргызской Республики.
Статья 98
Статья 99
Финансирование судов производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Статья 100
Статья 101
Статья 102
Статья 103
Съезд судей является высшим органом судейского самоуправления.
Совет судей является выборным органом судейского самоуправления, действующим в период между съездами судей и осуществляющим защиту прав и законных интересов судей, рассмотрение вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, контроль за формированием и исполнением бюджета судов, организацию обучения и повышения квалификации судей.
Собрание судей является первичным органом судейского самоуправления.
Статья 104
Правосудие отправляется бесплатно в предусмотренных законом случаях, а также в любом случае, когда участвующие в судебном разбирательстве лица предъявят доказательства, что не имеют достаточных средств для его ведения.
ГЛАВА V. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ
Статья 105
Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляется прокуратурой Кыргызской Республики.
Органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование, участвуют в судебном разбирательстве, осуществляют надзор за исполнением судебных решений и иные полномочия, предусмотренные конституционным законом.
Статья 106
Национальный банк осуществляет надзор за банковской системой Кыргызской Республики, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования.
Статья 107
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов в Кыргызской Республике.
Статья 108
Счетная палата осуществляет аудит исполнения республиканского и местных бюджетов, внебюджетных средств, использования государственной и муниципальной собственности.
Статья 109
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом).
Статья 110
Организация и порядок деятельности государственных органов, указанных в настоящем разделе, а также гарантии их независимости определяются конституционными законами.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 111
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются в соответствии с принципами прозрачности, участия общественности и подотчетности органов местного самоуправления местному сообществу.
Статья 112
Статья 113
1) утверждают местные бюджеты, контролируют их исполнение;
2) утверждают программы социально-экономического развития и социальной защиты населения местного сообщества;
3) решают иные вопросы местного значения в случаях, предусмотренных законами.
Статья 114
Статья 115
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ
Статья 116
Жогорку Кенеш принимает закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию не позднее 6 месяцев со дня внесения проекта закона на рассмотрение Жогорку Кенеша.
Закон о внесении изменений в Конституцию принимается Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша после проведения не менее трех чтений с перерывом между чтениями в 2 месяца.
Сайт Президента КР
Сайт Жогорку Кенеша КР
Сайт Кабинета Министров КР Сайт Академии государственного управления при Президенте КР
Центр тестирования: тел 0(312) 66-01-68 Отдел электронного управления
(по вопросам e-kyzmat ):
тел 0(312) 62 62-02-86
Адрес: 720017 г.Бишкек, пр.Чуй, 122
Приемная: 0(312) 62-04-05
Канцелярия: 0(312) 62-02-43, факс: 0(312) 62-25-43, 62-03-10 , Телефоны доверия: 0(312) 66-01-86, 66-03-39, 66-03-43 WhatsApp 0(990) 77-44-30 е-mail: gagsmsu@gmail.com
Сайт Президента КР
Сайт Жогорку Кенеша КР
Сайт Кабинета Министров КР Сайт Академии государственного управления при Президенте КР
Центр тестирования: тел 0(312) 66-01-68 Отдел электронного управления
(по вопросам e-kyzmat ):
тел 0(312) 62 62-02-86
Адрес: 720017 г.Бишкек, пр.Чуй, 122
Приемная: 0(312) 62-04-05
Канцелярия: 0(312) 62-02-43, факс: 0(312) 62-25-43, 62-03-10 , Телефоны доверия: 0(312) 66-01-86, 66-03-39, 66-03-43 WhatsApp 0(990) 77-44-30 е-mail: gagsmsu@gmail.com