Данный Указ Президента принят в целях реализации нормы о том, что в случае совершения указанных в части 1 статьи 24 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» правонарушений Президент вправе принять меры, предусмотренные Конституцией, конституционным законом о чрезвычайном положении, в том числе приостановить деятельность органов местного самоуправления, причастных к введению данной формы управления, и ввести на данной территории прямое государственное управление до вынесения судебного решения.

В соответствии с указанной нормой, органы местного самоуправления не вправе издавать акты или осуществлять действия, не соответствующие Конституции, законам и другим нормативным правовым актам Кыргызской Республики, совершать действия, создающие прямую угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также действия, направленные на нарушение территориальной целостности государства, пропаганду и разжигание межнациональной и религиозной розни.

Положением определен правовой механизм введения, осуществления и отмены прямого государственного управления в айылных аймаках, городах.

Прямое государственное управление в айыльных аймаках и городах вводится как необходимая мера для принятия превентивных, политических и социальных мер по предотвращению кризисных ситуаций.

Введение прямого государственного управления и его режима в в айыльных аймаках и городах — это стадия до введения чрезвычайного положения.

Прямое государственное управление в айылных аймаках и городах Кыргызской Республики вводится в случаях, когда принятый акт, другие действия органов местного самоуправления привели к:

1) угрозе конституционного строя, национальной безопасности и территориальной целостности государства;

2) межнациональной, религиозной розни и массовым беспорядкам;

3) значительному ухудшению общественно-политической ситуации, социально-экономического положения соответствующей территории.

При введении прямого государственного управления учитываются заключения уполномоченных государственных органов, ведающих вопросами национальной безопасности и внутренних дел, заключения уполномоченных государственных органов в сфере экономики и финансов.

Одновременно с введением прямого государственного управления приостанавливаются полномочия депутатов местных кенешей, руководителей исполнительных органов местного самоуправления.

С введением прямого государственного управления Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики одновременно назначается временный управляющий делами местного сообщества (далее – временный управляющий) в соответствующих айылных аймаках и/или городах, наделенный исполнительно-распорядительными функциями и полномочиями, предусмотренными настоящим Положением.

Временными управляющими назначаются:

– в айылных аймаках и городах районного значения – один из заместителей главы местной государственной администрации соответствующего района;

– в городах областного значения – один из заместителей полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в соответствующей области;

– в городах республиканского значения Бишкек и Ош – должностное лицо, определяемое Президентом Кыргызской Республики.

Временным управляющим в айылных аймаках, городах районного и областного значения могут быть назначены другие лица.

Временный управляющий подотчетен Президенту Кыргызской Республики и Кабинету Министров, а также полномочному представителю Президента Кыргызской Республики в области или главе местной государственной администрации – акиму, назначившему его временным управляющим на основе делегированных ему Кабинетом Министров полномочий.

Вступившее в установленном порядке в силу решение суда об отказе в удовлетворении искового заявления о признании акта неконституционным и/или действия органов местного самоуправления незаконным, неправомерным влечет за собой прекращение действия введенного прямого государственного управления и возобновление полномочий местных кенешей, руководителей исполнительных органов местного самоуправления.

В случае установления судом действия и/или акта, принятого органом местного самоуправления, противоречащими Конституции Кыргызской Республики, законам и другим нормативным правовым актам Кыргызской Республики и послужившими  причиной возникновения ситуаций, предусмотренных в пункте 4 настоящего Положения, срок прямого государственного управления может продлеваться до 6 месяцев.

В случае признания судом неконституционным и/или незаконным, неправомерныфм акта, принятого местным кенешем и приведшего к введению прямого государственного управления в соответствующих айылных аймаках и городах, после вступления в силу решения суда, Президент Кыргызской Республики вправе распустить соответствующий местный кенеш и объявить выборы нового состава кенеша.

При этом срок прямого государственного управления в соответствующих айылных аймаках и городах может продлеваться до дня официального начала полномочий вновь избранного состава местного кенеша.

Кроме вышеперечисленного, прямое государственное управление в айылных аймаках и городах может быть отменено по истечении срока, на который было введено прямое государственное управление, а также до окончания срока прямого государственного управления, введенного по решению президента, в случае устранения причин и последствий, послуживших основанием для введения прямого государственного управления.

Истечение срока прямого государственного управления или досрочная отмена такого управления влечет за собой возобновление полномочий местных кенешей, а также руководителей исполнительных органов местного самоуправления.