Санжарбек Джумадылов: «Государственной кадровой службой Кыргызской Республики проводится хорошая работа по формированию НРК»

          Интервью статс-секретаря Государственной регистрационной службы при Правительстве КР Санжарбека Джумадылова 

  1. Расскажите пожалуйста, когда Вы были зачислены в состав НРК и сколько времени состояли в резерве?

 

         — В Национальный резерв кадров государственной гражданской службы и муниципальной службы Кыргызской Республики на высшие должности я зачислен в июне 2019 года по результатам соответствующего конкурсного отбора. В Национальном резерве кадров я состоял более 1 года.  

  1. По Вашему мнению нужен ли институт НРК? Способствует ли НРК в обеспечении государственных органов высокопрофессиональными кадрами?

         — Профессионализация службы есть залог высокой эффективности деятельности государственного аппарата и государственного управления в целом. Профессионализм – это отношение к делу и нацеленность на результат.

Государственные служащие прямо или косвенно вовлечены в процесс формирования и реализации государственной социально-экономической политики. Управление планированием, наймом, обучением и мотивацией государственных и муниципальных служащих является одним из ключевых элементов в государственном управлении.

Создание в системе государственного управления и полноценное функционирование Национального резерва кадров (группы специалистов, которые потенциально способны к руководящей деятельности, отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым той или иной должностью, прошли отбор и квалификационную подготовку) является комплексным и необходимым инструментом эффективной управленческой политики государства.

Поэтому институт НРК конечно же необходим. Он способствует привлечению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу Кыргызской Республики подготовленных, компетентных и профессиональных кадров. Считаю, что в составе НРК состоят профессиональные специалисты по разным специальностям и отраслям экономики и госуправления.

В тоже время считаю, что институт НРК требует к себе большего внимания, дальнейшего совершенствования и развития.

  1. Какие у Вас предложения (инициативы) имеются для усовершенствования института НРК?

       — Я считаю, что в настоящее время не в полной мере используется потенциал института Национального резерва кадров. Государственной кадровой службой Кыргызской Республики проводится хорошая работа по формированию НРК. Однако, в то же время считаю, что по ряду объективных причин не в полной мере удается использовать действующий НРК, развить его потенциал и имеющиеся возможности. На сегодня, к сожалению, не высока популярность кадрового резерва в качестве положительного фактора повышения квалификации и профессионализма госслужащих. Основной причиной этому является ограниченность бюджетных средств и отсутствие финансового механизма поддержки деятельности НРК.

Также полагаю необходимым усовершенствовать механизм назначения и продвижения резервистов. Для повышения профессионального уровня возможно стоит пересмотреть квалификационные требования как для НРК, так и для кандидатов, назначаемых в особом (внеконкурсном) порядке.

В целях повышения имиджа института НРК, возможно стоит рассмотреть вопрос назначения из состава НРК на вакантные политические должности и/или должности, назначаемые в «особом» (внеконкурсном) порядке.

Кроме того, потенциал НРК можно использовать, задействовав резервистов:

— в работе различных советов, комиссий и групп по разработке методических рекомендаций, предложений по самым злободневным вопросам и проблемам в госуправлении, разработке проектов концептуальных документов и нормативных правовых актов;

— в подготовке аналитических статей и заметок для средств массовой информации;

— для преподавательской деятельности в системе повышения квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих;

— в социологических исследованиях, мониторинге и анализе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.

— в различных семинарах, конференциях и тренингах, способствующих развитию профессиональных и личностных качеств резервистов.

  1. Какую роль на Ваш взгляд играет НРК в борьбе с коррупцией?

 

       — Все знают, что коррупция — это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны. Она является одним из самых главных препятствий и серьезным фактором, тормозящим демократическое и устойчивое развитие нашей страны, тормозом для реализации социально-экономических реформ, реальной угрозой национальной безопасности Кыргызстана.

Коррупция – это очень сложное, невероятно многогранное, социальное, политическое и экономическое явление. Она наносит колоссальный ущерб достижению комплекса среднесрочных и долгосрочных целей и задач, заложенных в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы.

Коррупция также ведет к политической дискредитации государственной власти и государственного аппарата.

Считая необходимым сказать о том, что глава государства постоянно уделяет большое внимание данной проблеме. На самом высоком уровне предпринимаются активные и планомерные усилия в системной борьбе с коррупцией. Как вы знаете, за последние три года этот злободневный вопрос – борьба с коррупцией несколько раз был на повестке дня заседаний Совета безопасности Кыргызской Республики и «красной линией» пронизывает все решения Совета безопасности Кыргызской Республики.

Так, буквально на прошлой неделе, 17 сентября 2020 года под председательством Президента Кыргызской Республики С.Ш. Жээнбекова состоялось очередное заседание Совета безопасности Кыргызской Республики, на котором заслушана информация о ходе борьбы правоохранительных органов с коррупционными проявлениями в республике, а также рассмотрен и одобрен проект Государственной стратегии по противодействию коррупции и ликвидации ее причин в Кыргызской Республике на 2021-2024 годы.

Как известно, единого подхода к искоренению данной общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна —чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.

В этой связи одной из основных целей новой Антикоррупционной стратегии является обеспечение высокого престижа государственной гражданской службы и муниципальной службы, что автоматически подразумевает необходимость формирования высокопрофессионального аппарата чиновников с незапятнанной репутацией.

Престиж государственной службы играет существенную функциональную роль, поскольку именно госслужащие выполняют функцию так называемых проводников государственных идей и задач в реальную жизнь. При этом вопрос повышения престижа государственной службы носит огромное практическое значение. Невозможно добиться привлечения на государственную службу высокопрофессиональных служащих без обеспечения высокого престижа данного вида деятельности. А без профессионалов высокого уровня, в свою очередь, нельзя претендовать на качественное государственное управление

Поэтому в этом направлении огромную роль может и должен сыграть усовершенствованный институт Национального резерва кадров. Привлечение из его состава резервистов на руководящие должности позволит поднять престиж государственной и муниципальной службы на более высокий уровень, поскольку только честные, с кристально чистой репутацией и преданные своему народу и Родине служащие способны прийти к отрицанию коррупционного поведения. Остальных же служащих должна останавливать неотвратимая ответственность за коррупционные формы поведения.

Наряду с этим считаю, что на уровне законодательства должен соблюдаться некий баланс льгот и гарантий для государственного служащего, с одной стороны, и запретов с ограничениями — с другой. Недостаточно высокий уровень заработной платы, несущественные льготы, декларативные гарантии и все усиливающееся ограничение прав госслужащих, возложение на них дополнительных требований могут серьезно понизить рейтинг оценки обществом государственной службы.

В заключении хочу сказать, что коррупция касается всех и каждого. Нельзя снимать с себя ответственности, поскольку от каждого из нас зависит успех борьбы с этим злом, ведущему к разложению общества.