Проект ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве в государственных органах и органах местного самоуправления Кыргызской Республики Общие положения1. Положение о наставничестве в государственных органах и органах местного самоуправления Кыргызской Республики (далее – Положение) определяет цели, задачи и порядок осуществления наставничества.2. Наставничество представляет собой управленческую и кадровую технологию по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации к самостоятельному и профессиональному исполнению должностных обязанностей государственных служащих и муниципальных служащих Кыргызской Республики (далее – служащих).3. Наставничество в государственных органах устанавливается по инициативе статс-секретаря (руководитель аппарата) и/или соответствующего руководителя структурного подразделения.4. Наставничество в органах местного самоуправления устанавливается по инициативе руководителя аппарата/ответственного секретаря и/или соответствующего руководителя структурного подразделения.5. Наставничество может устанавливаться в отношении лиц:– впервые поступивших на службу;– назначенных на иную должность, в том числе в порядке продвижения в должности, либо равнозначную государственную должность с изменением служебных обязанностей.В качестве наставников привлекаются профессионально компетентные служащие, имеющие стаж государственной службы и/или муниципальной службы, как правило, не менее пяти лет, опыт профессиональной служебной деятельности в замещаемой должности не менее двух лет, высокие результаты служебной деятельности, пользующиеся авторитетом в органе и не имеющие дисциплинарных взысканий.Целями наставничества являются подготовка служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода его адаптации к замещаемой должности, помощь в его профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.Основными задачами наставничества являются:– оказание помощи служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональной и должностной адаптации к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;– развитие способности служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на него функциональные обязанности в соответствии с должностными инструкциями;– обучение служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, эффективным формам и методам служебного взаимодействия, развитие способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень;– формирование у служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и моральных качеств, ответственности, дисциплинированности, добросовестности, сознательного и творческого отношения к выполнению служебного долга;– оценка профессионального уровня и служебного потенциала служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исходя из результатов исполнения им должностных обязанностей, а также осуществления мероприятий, предусмотренных программой наставничества;– формирование нетерпимости к коррупционным и иным правонарушениям. Организация наставничестваУстановление наставничества, определение наставника, продолжительность наставничества производится приказом руководителя по ходатайству статс-секретаря, руководителя аппарата/ответственного секретаря и/или руководителя соответствующего структурного подразделения не позднее семи рабочих дней со дня назначения служащего.Срок осуществления наставничества устанавливается продолжительностью от трех месяцев до шести месяцев в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.В срок осуществления наставничества не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда наставник или служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, не исполняли свои должностные обязанности.По окончанию срока осуществления наставничества, служащий, в отношении которого осуществлялось наставничество, предоставляет отчет наставнику в течении 3 рабочих дней.В случае быстрого и эффективного освоения служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых профессиональных знаний и навыков, по ходатайству руководителя соответствующего структурного подразделения и наставника наставничество может быть завершено досрочно.Наставник может осуществлять наставничество в отношении не более двух служащих одновременно.Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником.Замена наставника осуществляется путем издания соответствующего приказа/распоряжения в следующих случаях:1) освобождение наставника или служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, от замещаемой должности; 2) ненадлежащего исполнения наставником своих обязанностей;3) по иным основаниям, при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления служащего, в отношении которого осуществляется наставничество (длительная командировка наставника, длительный период временной нетрудоспособности наставника, привлечение наставника к дисциплинарной ответственности, недостаточная квалификация наставника, подтвержденная результатами годовой оценки и др.).Организационное, документационное и методическое обеспечение наставничества осуществляет служба управления персоналом. Руководство наставничествомРуководство и общий контроль за организацией наставничества, координацию деятельности наставников осуществляет статс-секретарь или руководитель аппарата/ответственный секретарь.Контроль за организацию наставничества непосредственно в структурном подразделении, в котором осуществляется наставничество, осуществляет руководитель данного структурного подразделения.Руководитель структурного подразделения:– определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня профессиональной подготовки наставника, а также от объема выполняемых им должностных обязанностей;– ходатайствует перед статс-секретарем или руководителем аппарата/ответственного секретаря о кандидатуре наставника, продолжительности наставничества;– осуществляет контроль за деятельностью наставника и служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс осуществления наставничества;– создает необходимые условия для эффективного взаимодействия наставника и служащего, в отношении которого осуществляется наставничество. Права и обязанности наставникаНаставник обязан:– обеспечить своевременную и результативную подготовку служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному, профессиональному исполнению должностных обязанностей;– осуществлять контроль деятельности служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, преимущественно в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, качества подготовленных им служебных документов.Наставник имеет право:– принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;– осуществлять контроль соблюдения служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, служебного распорядка органа, а также Кодекса этики.При осуществлении наставничества наставнику рекомендуется руководствоваться памяткой в соответствии с приложением 2. Права и обязанности служащего, в отношении которого осуществляется наставничество Служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:– выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;– совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;– совместно с наставником выявлять и устранять допущенные ошибки (если такие имеются);– сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением отдельных должностных обязанностей;– проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной служебной деятельности;– соблюдать Кодекс этики.Служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:– пользоваться имеющейся в органе и структурном подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;– в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;– при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к руководителю структурного подразделения с ходатайством о замене наставника. Завершение наставничества, стимулирование наставникаПо окончанию срока наставничества, служащим подготавливается итоговый отчет и передается непосредственно наставнику для оценивания, в последующем отчет передается руководителю структурного подразделения для ознакомления.После ознакомления руководителя структурного подразделения с отчетом, он передается в службу управления персоналом для хранения.Отчеты служащих, в отношении которых осуществлялось наставничество, хранятся в службе управления персоналом в течении двух лет.Результатами эффективной работы наставника считаются:1) непосредственно после завершения наставничества:– освоение и грамотное использование служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности положений нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;– положительная мотивация служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, к профессиональной служебной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;– способность служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, самостоятельно, в пределах установленной компетенции, выполнять должностные обязанности, работать с обращениями граждан и организаций, готовить квалифицированные предложения для принятия решений;– соблюдение Кодекса этики служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, его дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.2) в после адаптационный период:– качество выполнения служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, своих должностных обязанностей, оцениваемое на основании показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности;– качество подготовки служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, проектов правовых актов, проектов управленческих и иных решений;– успешное прохождение служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, оценки деятельности;– включение служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, во внутренний и/или национальный резерв кадров;– участие служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, в общественной жизни органа;– отсутствие у служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, дисциплинарных взысканий;– проявление служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, инициативы и самостоятельности при решении служебных задач;– приобретение служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, авторитета среди государственных служащих структурных подразделений.Выполнение функций наставника учитывается при принятии квартальной и годовой оценки деятельности наставника. Жазуулар боюнча багыттоо Состоялось очередное собеседование с кандидатами для зачисления в Национальный резерв кадров В ГКС наградили ветеранов государственной службы и муниципальной службы Кыргызской Республики