Проект
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве в государственных органах и органах местного самоуправления Кыргызской Республики
- Общие положения
1. Положение о наставничестве в государственных органах и органах местного самоуправления Кыргызской Республики (далее — Положение) определяет цели, задачи и порядок осуществления наставничества.
2. Наставничество представляет собой управленческую
и кадровую технологию по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации к самостоятельному
и профессиональному исполнению должностных обязанностей государственных служащих и муниципальных служащих Кыргызской Республики (далее – служащих).
3. Наставничество в государственных органах устанавливается по инициативе статс-секретаря (руководитель аппарата) и/или соответствующего руководителя структурного подразделения.
4. Наставничество в органах местного самоуправления устанавливается по инициативе руководителя аппарата/ответственного секретаря и/или соответствующего руководителя структурного подразделения.
5. Наставничество может устанавливаться в отношении лиц:
— впервые поступивших на службу;
— назначенных на иную должность, в том числе в порядке продвижения в должности, либо равнозначную государственную должность с изменением служебных обязанностей.
- В качестве наставников привлекаются профессионально компетентные служащие, имеющие стаж государственной службы и/или муниципальной службы, как правило, не менее пяти лет, опыт профессиональной служебной деятельности в замещаемой должности не менее двух лет, высокие результаты служебной деятельности, пользующиеся авторитетом в органе и не имеющие дисциплинарных взысканий.
- Целями наставничества являются подготовка служащего, в отношении которого осуществляется наставничество,
к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода его адаптации к замещаемой должности, помощь в его профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей. - Основными задачами наставничества являются:
— оказание помощи служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональной и должностной адаптации к условиям осуществления служебной деятельности,
а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
— развитие способности служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на него функциональные обязанности в соответствии с должностными инструкциями;
— обучение служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, эффективным формам и методам служебного взаимодействия, развитие способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень;
— формирование у служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных
и моральных качеств, ответственности, дисциплинированности, добросовестности, сознательного и творческого отношения
к выполнению служебного долга;
— оценка профессионального уровня и служебного потенциала служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исходя из результатов исполнения им должностных обязанностей, а также осуществления мероприятий, предусмотренных программой наставничества;
— формирование нетерпимости к коррупционным и иным правонарушениям.
- Организация наставничества
- Установление наставничества, определение наставника, продолжительность наставничества производится приказом руководителя по ходатайству статс-секретаря, руководителя аппарата/ответственного секретаря и/или руководителя соответствующего структурного подразделения не позднее семи рабочих дней со дня назначения служащего.
- Срок осуществления наставничества устанавливается продолжительностью от трех месяцев до шести месяцев в зависимости
от степени профессиональной и должностной подготовки служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
В срок осуществления наставничества не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда наставник или служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, не исполняли свои должностные обязанности.
- По окончанию срока осуществления наставничества, служащий, в отношении которого осуществлялось наставничество, предоставляет отчет наставнику в течении 3 рабочих дней.
- В случае быстрого и эффективного освоения служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых профессиональных знаний и навыков, по ходатайству руководителя соответствующего структурного подразделения и наставника наставничество может быть завершено досрочно.
- Наставник может осуществлять наставничество в отношении не более двух служащих одновременно.
- Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником.
- Замена наставника осуществляется путем издания соответствующего приказа/распоряжения в следующих случаях:
1) освобождение наставника или служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, от замещаемой должности;
2) ненадлежащего исполнения наставником своих обязанностей;
3) по иным основаниям, при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления служащего, в отношении которого осуществляется наставничество (длительная командировка наставника, длительный период временной нетрудоспособности наставника, привлечение наставника к дисциплинарной ответственности, недостаточная квалификация наставника, подтвержденная результатами годовой оценки и др.).
- Организационное, документационное и методическое обеспечение наставничества осуществляет служба управления персоналом.
- Руководство наставничеством
- Руководство и общий контроль за организацией наставничества, координацию деятельности наставников осуществляет статс-секретарь или руководитель аппарата/ответственный секретарь.
- Контроль за организацию наставничества непосредственно в структурном подразделении, в котором осуществляется наставничество, осуществляет руководитель данного структурного подразделения.
- Руководитель структурного подразделения:
— определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня профессиональной подготовки наставника, а также от объема выполняемых им должностных обязанностей;
— ходатайствует перед статс-секретарем или руководителем аппарата/ответственного секретаря о кандидатуре наставника, продолжительности наставничества;
— осуществляет контроль за деятельностью наставника и служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс осуществления наставничества;
— создает необходимые условия для эффективного взаимодействия наставника и служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
- Права и обязанности наставника
- Наставник обязан:
— обеспечить своевременную и результативную подготовку служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному, профессиональному исполнению должностных обязанностей;
— осуществлять контроль деятельности служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, преимущественно в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, качества подготовленных им служебных документов.
- Наставник имеет право:
— принимать участие в обсуждении вопросов, связанных
со служебной деятельностью служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
— осуществлять контроль соблюдения служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, служебного распорядка органа, а также Кодекса этики.
- При осуществлении наставничества наставнику рекомендуется руководствоваться памяткой в соответствии с приложением 2.
- Права и обязанности служащего,
в отношении которого осуществляется наставничество
- Служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:
— выполнять указания и рекомендации наставника, связанные
с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться
у него практическому решению поставленных задач;
— совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач
и поручений;
— совместно с наставником выявлять и устранять допущенные ошибки (если такие имеются);
— сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи
с исполнением отдельных должностных обязанностей;
— проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной служебной деятельности;
— соблюдать Кодекс этики.
- Служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
— пользоваться имеющейся в органе и структурном подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
— в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
— при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к руководителю структурного подразделения
с ходатайством о замене наставника.
- Завершение наставничества, стимулирование наставника
- По окончанию срока наставничества, служащим подготавливается итоговый отчет и передается непосредственно наставнику для оценивания, в последующем отчет передается руководителю структурного подразделения для ознакомления.
После ознакомления руководителя структурного подразделения с отчетом, он передается в службу управления персоналом для хранения.
- Отчеты служащих, в отношении которых осуществлялось наставничество, хранятся в службе управления персоналом в течении двух лет.
- Результатами эффективной работы наставника считаются:
1) непосредственно после завершения наставничества:
— освоение и грамотное использование служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности положений нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
— положительная мотивация служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, к профессиональной служебной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
— способность служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, самостоятельно, в пределах установленной компетенции, выполнять должностные обязанности, работать с обращениями граждан и организаций, готовить квалифицированные предложения для принятия решений;
— соблюдение Кодекса этики служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, его дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
2) в после адаптационный период:
— качество выполнения служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, своих должностных обязанностей, оцениваемое на основании показателей эффективности
и результативности профессиональной служебной деятельности;
— качество подготовки служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, проектов правовых актов, проектов управленческих и иных решений;
— успешное прохождение служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, оценки деятельности;
— включение служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, во внутренний и/или национальный резерв кадров;
— участие служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, в общественной жизни органа;
— отсутствие у служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, дисциплинарных взысканий;
— проявление служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, инициативы и самостоятельности при решении служебных задач;
— приобретение служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, авторитета среди государственных служащих структурных подразделений.
- Выполнение функций наставника учитывается при принятии квартальной и годовой оценки деятельности наставника.